Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

Что важно знать о нынешней ситуации на Сосновском судостроительном заводе

Основанный без малого столетие назад Сосновский судостроительный завод пережил разные времена – и плохие, и хорошие. Еще не так давно он был лидером в отрасли, славился строительством судов средних и малых классов, до сих пор эксплуатирующихся в разных концах страны. Потом производство пошло по нисходящей линии. Это отчетливо видно по полному перечню сошедших со стапелей судов. До начала 90-х они исчислялись сотнями, в 90-е – десятками, а за все 2000-е едва набралось 20 кораблей.

В настоящее время предприятие находится в предбанкротном состоянии, то есть в положении фактической блокировки хозяйственной деятельности по своим основным направлениям: судостроению и судоремонту.

Главная надежда - на руководство Кировской области

Пришедшая на завод зимой 2018 года управленческая команда во главе с Гендиректором Алексеем Новиковым с самого начала делала ставку на содействие двух основных внешних сил.

Во-первых, руководства Кировской области и лично губернатора Игоря
Владимировича Васильева, крайне заинтересованных в сохранении знаменитого на всю страну предприятия.

Новиков с уверенностью утверждает, что с руководством области они едины в главном: во что бы то ни стало необходимо сохранить для российского судостроения Сосновский завод, отработанную на нём уникальную поточную технологию сборки и оснащения судов различной модификации, сохранить высоко квалифицированное кадровое ядро, приумножить богатые трудовые традиции и на этой основе создать высокотехнологичное производство замкнутого цикла с передовым цифровым наполнением, что закрепило бы социальную градообразующую функцию сосновских верфей, ликвидировало бы в стране дефицит качественных судов профильного класса и тем самым внесло бы свой достойный вклад в намеченный Президентом РФ на ближайшие годы модернизационный рывок отечественной экономики.

Не случайно поэтому, в сложный для ССЗ период руководство области, и прежде всего губернатор Игорь Васильев, что называется, пустились во все тяжкие. Они договорились с ООО «Газпром Межрегионгаз Киров» о возобновлении поставок на предприятие газа, который ранее был отключен за долги. При содействии региональной власти на завод вернулась часть оргтехники, которую ранее местные приставы арестовали еще за долги прошлого руководства завода.

Немаловажно также, что в областном руководстве решили помочь с загрузкой предприятия заказами, в частности, попросили Росрыболовство и Росморречфлот подыскать инвесторов на достройку судов. Ведь пока еще, при нынешнем пусть и тяжелом положении, в среднем за год в Сосновке способны строить три лоцмейстерских судна, либо шесть катеров типа «Балтика», либо 10 водолазных судов.

Потенциальными покупателями сосновских судов могло бы стать ФГУП «Росморпорт», тем более что соответствующее намерение закреплено в соглашении о реструктуризации долгов, при условии восстановления верфи. «Росморпорт» также имеет возможность заказать в Кировской области гражданские катера различного назначения.

Внешнее финансирование зависит от «Ростеха»

Второй опорой для Сосновки стал такой крупный игрок в отечественной промышленности, как «Ростех», взявшийся за спасение сосновского завода, причем, не без активного ходатайства того же губернатора Васильева. Дирекция Новикова и были поставлена этой компанией на ССЗ в качестве следующих кризисных управляющих, чтобы выправить положение после не совсем удавшейся деятельности первой команды «Ростеха».

Тогда, осенью 2017 года, структуры госкорпорации «Ростех» – АО АКБ «Новикомбанк» и ООО «РТ-Капитал» совместно с госзакачиком ФГУП «Росморпорт» взялись за программу восстановления хозяйственной деятельности и финансового оздоровления ССЗ в рамках подписанного ими пятистороннего Соглашения от 28 сентября. Ими был выделен займ в 20 млн.руб., а сдача госзаказчику лоцмейстерского судна «Виктор Кусков» принесла предприятию еще 23 млн.руб.

На текущий момент дирекцией завода совместно с губернатором Кировской области предпринимаются усилия для дальнейших шагов по реализации пятистороннего Соглашения и, в частности, предусмотренного п.6.1 Соглашения предоставления ССЗ дальнейшего внешнего финансирования в размере 85,4 млн.руб.

Дирекция намерена стоять до конца

Поскольку первые управленцы «Ростеха» не смогли решить проблемы предприятия даже в условиях этих позитивных подвижек, им на смену уже подбирались специалисты с иной мотивацией. Не ставившие во главу угла высокие зарплаты, а руководствовавшиеся чисто профессиональным интересом экспертно справиться с тяжелой ситуацией Сосновки.

Гендиректор Алексей Новиков – выпускник физтеха, специалист с системным подходом к решению проблем, к тому же с опытом управленческой и депутатской деятельности, психолог по второму образованию. Менеджмент Новикова был укреплён «замами по производству» старой школы, «технарями» высокого класса с большим стажем строительства самых разных судов, вплоть до подводных лодок для Северного флота.

Алексей Новиков и его коллеги решили продолжать борьбу за предприятие, реализовать свое профессиональное стремление довести дело до конца, не бросать в беде поверивший им в большинстве своём коллектив.

Действительно, в первых числах июня на заводе было погашено 40% задолженности по зарплатам. У коллектива появился лучик надежды. Однако, до решения вопроса с продолжением финансирования новиковцы всё равно вынуждены подать заявление на банкротство завода.

Как утверждает Алексей Новиков, он готов признать личную ответственность и уволиться с предприятия, лишь бы в процессе банкротства
остался нетронутым костяк с таким трудом сколоченной им на ССЗ управленческой команды.

Не допустить движения к «точке невозврата»

Ситуация на ССЗ драматична для города и его жителей, для вятских корабелов и их семей. Они теряют гордость своей профессией, потому что для сосновчан строительство судов на реке Вятка – это смысл и символ их малой Родины. Уникальные навыки и технологии судостроения передавались из поколения в поколение, на заводе трудились многие семейные династии.

По оценкам гендиректора Новикова, если положение не изменится, то уже лет через пять ситуация подойдет к «точке невозврата». Будут утрачены кадры, порвутся технологические цепочки, полностью прекратится кадровая подпитка коллектива за счет молодежи.

При заводе всё еще действует техникум, который издавна был надежной кузницей кадров для завода. Сегодня молодые ребята уже не так как ранее стремятся сюда на учебу, они не видят перспективы. Но они видят другое: их отцы и старшие братья вынуждены уезжать и искать лучшей доли и заработка на верфях Севера и Северо-Запада. Бесценные по квалификации кадры из Сосновки востребованы там, их охотно принимают на работу. Но это разрушает семьи, вызывает перекосы в местной демографии.

Но тем не менее, у людей сохраняется оптимизм, вера в будущее, и главное – преданность своему делу. Есть замечательные мастера, которые на старых, по сути отживших свой век станках, творят настоящие технологические чудеса, которых в других местах не могут добиться даже на сверхсовременном оборудовании.

Причем, по словам Новикова, этот замечательный патриотизм по отношению к родному заводу проявляется на всех уровнях коллектива. Да и «деды», как их называют заводчане, то есть опытные судостроители, руководители направлений производства не менее самоотверженно, бескорыстно и искренне борются за будущее производства.

Значение ССЗ для отрасли

Сосновский завод накопил колоссальный опыт полной сборки судов, вырастил ценные кадры, обеспечивал жизнедеятельность города Сосновки. А главное – продукция верфей объективно востребована в стране. В России нет сейчас современного конкурентоспособного малого рыболовецкого судна отечественного производства, что было с озабоченностью озвучено на всероссийском отраслевом совещании по судостроению в Минпромторге не далее, как в феврале 2018 года.

Только на Дальнем Востоке существует настоятельная потребность построить около 300 новых малых рыболовецких судов! А это как раз профиль Сосновских верфей! Не случайно сейчас дирекция ССЗ усиленно ведет переговоры о заказах именно в морском дальневосточном регионе.

При выравнивании инвестиционного климата Сосновский завод вполне может думать о куда более широком спектре заказов, вплоть до того, что вспомнить, как в своё время был базовым предприятием ВМФ по строительству водолазных ботов, торпедоловов и судов связи, состояние которых в нашем военном флоте сейчас требует капитального ремонта и нового строительства. Также в Сосновке готовы тряхнуть стариной и возродить производство своей самой мирной продукции – прогулочных катеров и плавучих дач, но уже, конечно, самого современного образца.

Дирекция Сосновского судостроительного завода


29.06.2018




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2018, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх