Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: УСПЕТЬ В ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН

5 июля исполнился ровно год с момента декларативного запуска целевой программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая получила законное обоснование распоряжением Правительства от 28 июля 2017 года. Этой статьей «Морская Биржа» начинает серию публикаций, посвященных «Индустриальной революции 4.0» применительно к нашей тематике – состоянию и развитию судостроительной отрасли. Сегодня поговорим о старте государственной программы «Цифровая экономика» и цене вопроса…
 
Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам состоялось 5 июля 2017 года. Тогда Владимир Путин определил одним из ключевых направлений развития современной отечественной промышленности принципы «Цифровой экономики». Это направление на основании «Протокола заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам» было включено в перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года. И на основании этих решений на свет появилась Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ №1632-р от 28 июля 2017г.). Так все начиналось.
Развитие российской экономики в этом направлении Президент сравнил с электрификацией по плану ГОЭЛРО, реализованному в период 1921–1936 годов. Заявляя запуск государственной программы в послании Федеральному Собранию РФ, Владимир Путин отметил, что это – «вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова – нашего будущего».
В рамках Программы в январе 2018 года были обозначены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. По каждому из направлений развития Правительством уже утверждены центры компетенций и ответственные организации:
 
1.     «Нормативное регулирование». Целью этого направления определено формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).

2.     «Кадры и образование». Это направление развития цифровой экономики ориентировано на следующие цели.

3.     «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов». Направлено на создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей национальную безопасность и технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне.

4.     «Информационная инфраструктура». Формирование цифровой экономики невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, способствующей развитию науки и инноваций, разработке и внедрению цифровых технологий, расширению доступа к сети Интернет, вложению инвестиций в сферы, связанные с IT.

5.     «Информационная безопасность». Развитие цифровых технологий неизбежно влечет за собой и определенные риски и угрозы, которые необходимо учитывать при развитии цифровой экономики. Это: вопросы сохранности цифровых данных, угрозы личности, бизнесу и государству, связанные с построением сложных иерархических информационно-телекоммуникационных систем, рост масштабов компьютерной преступности, отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий, недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок, недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности. В связи с этим определено пятое направление, касающееся информационной безопасности и направленное на достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз. 
По этим направлениям определены ответственные структуры исполнительной власти и конкретные




 
Дмитрий Рогозин, будучи ответственным за ОПК в Правительстве
РФ, сказал около года назад: «Созданные на основе «цифровых фабрик» новые технологии сборочного производства, производственные линии, технологии программного обеспечения, роботизированного управления должны через пять, максимум – десять лет заработать как в военных, так и в гражданских целях». Как видим, сроки оговорены – пять–десять лет, хотя подобных «оценочных» заявлений по исполнению госпрограмм мы слышали достаточно много.
 
Одно замечание об успехе упомянутого Владимиром Путиным технологического прорыва 1920–30-х годов. В те действительно революционные времена у Советской России были два существенных отличия от нынешних времен: небывалый подъем энтузиазма и жесткое государственное регулирование экономики (госпланирование). Есть ли эти достоинства у современной России? Вряд ли…
 
Весной этого года Николай Никифоров, тогда – глава Минкомсвязи Российской Федерации, заявил на встрече с представителями студенческого сообщества Новосибирска, что для реализации госпрограммы «Цифровая экономика» потребуется изменить – частично либо радикально – 50 законов. И это только на начальном этапе! «Из всех законов предстоит устранить, зачистить все упоминания о каких-то устаревших аналоговых, бумажных технологиях. Необходимо везде обеспечить приоритет электронной формы предоставления услуг, передачи данных, взаимодействия между юридическими лицами, взаимодействия с государством», – уточнил министр.
 
По данным Росстата, 64,5% населения России уже используют электронные формы взаимодействия с государством. Впрочем, в эту цифру входят и те, кто пользовался электронными ресурсами хотя бы несколько раз и то на уровне заполнения на сайтах предложенных электронных «бланков». Однако реальный прорыв, по мнению Никифорова, будет связан со взрывным ростом числа сенсоров, датчиков, непрерывно транслирующих данные в интернет, и таких «датчиков, подключенных к сети, подключенных к интернету, будет больше, чем подключено людей на планете». Более красноречив оценочный показатель доли «цифровой экономики» в ВВП страны на конец 2017 года (т.е. на момент фактического старта составил ФЦП) – 2,1%.
 
На прошлой неделе по инициативе Аналитического центра (АЦ) при Правительстве РФ прошла конференция «Цифровая экономика: прорыв в будущее», на которой было объявлено, что по поручению премьер-министра России в восьми российских министерствах будут введены должности заместителей министров по цифровому развитию. Их охарактеризовали как «агентов изменений цифровой экономики во всех ключевых министерствах» и единую большую «команду людей, занимающихся цифровой трансформацией».
 
Напомним, что в мае 2018 года Минкомсвязи преобразовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Возглавил новое министерство Константин Носков, сменивший Николая Никифорова. Также на прошлой неделе новое министерство представило Правительству предварительный вариант национальной программы по развитию цифровой экономики России. Ждем результатов…
 
Для реализации целевой ФЦП в целях предоставления услуг в сфере развития цифровой экономики в Российской Федерации создана АНО «Цифровая экономика», которую возглавил Евгений Ковнир. По всем пяти направлениям разработаны и внедряются «дорожные карты». Предварительные оценки реализация госпрограммы потребует порядка 522 млрд. рублей. Основная часть денежных вливаний пойдет на направление «Информационная инфраструктура» – согласно утвержденному плану мероприятий, на реализацию плана по этому направлению из федерального бюджета предусмотрено выделение 100,46 млрд. рублей. Из них почти 2 млрд. рублей было выделено в 2017 году, 27,17 млрд. рублей будет выделено в 2018 году, 33,73 млрд. руб. – в 2019 году и 37,61 млрд. руб. – в 2020 году. Также предусмотрено финансирование из внебюджетных источников в общем объеме 336,1 млрд. рублей в 2018–2020 годах. Таким образом, суммарно до 2020 года включительно предполагается финансирование почти на 437 млрд. руб.
 
Основная опасность «пробуксовки» госпрограммы «Цифровая экономика» видится в несовершенстве, громоздкости и специфических особенностях нынешней российской бюрократии. Существующая система госуправления, не заинтересована в радикальных изменениях, она «генетически» устроена так, что стремится к стабилизации текущего состояния экономики и, как следствие, к его консервации. И стоять на своих позициях чиновники могут «насмерть»! Насущно необходим переход от сложившихся методов управления к качественно новым. По этой причине потребуется глобальная трансформация системы государственного управления под нужды и потребности «четвертого индустриального уклада». Такое преобразование уже окрестили «цифровой трансформацией».



 
В случае успешной реализации государственной программы «Цифровая экономика» промышленные предприятия станут частью отлаженной системы «экономики 4.0», сформированной по следующей схеме.


 
В следующей публикации по обозначенной теме «Морская Биржа» рассмотрит зарубежный опыт цифровизации промышленности в приложении его к отечественным реалиям.
 
источники: Правительство РФ, АЦ при Правительстве РФ, Центр стратегических разработок, Национальная технологическая инициатива, АНО «Цифровая экономика»
 
Редакция «Морской Биржи»


10.07.2018




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2018, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх