Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

Краткая информация об экспедиции «Каспий-2008»

Генеральным Заказчиком работ в российском секторе Северного Каспия зимой 2008 года являлась нефтяная компания «Лукойл». Экспедиция ААНИИ (начальник экспедиции А.Б. Тюряков, научный руководитель - доктор географических наук Е.У. Миронов) проводилась в период с 1 по 20 февраля 2008 года.

Полевую команду составляли сотрудники отдела ледового режима и прогнозов, в задачу которых входило исследование морфометрических характеристик торосов и стамух, а также сотрудники лаборатории физики льда, которые обеспечивали выполнения комплекса работ, связанных с определением физико-механических свойств льда.

Особенностью природных условий текущего года является суровая зима в регионе Каспийского моря. Устойчивые морозы установились с середины декабря, а температура воздуха в декабре и январе была существенно меньше нормы. В результате сформировались ледовые условия по типу тяжелых лет, кромка льдов сместилась южнее среднемноголетнего положения, толщины льда превышали норму.

Работы проводились методом вертолётного десанта с использованием вертолёта МИ-8ТВ, принадлежащего Красноармейскому АТСК РОСТО (ДОСААФ) г. Краснодар с базированием в аэропорту «Нариманово» г.Астрахань.

Первый рабочий вылет состоялся 6 февраля 2008 года. В ходе выполнения этого полёта были решены две основные задачи: на припае в районе дельтовой части Волги был установлен и приведён в действие уровнемер, а также была проведена ледовая вертолётная разведка района, интересующего Заказчика.

Необходимо отметить, что Заказчика интересовала не вся акватория Северного Каспия, покрытая льдом, а лишь один локальный район, непосредственно примыкающий к месторождению им. Филановского.

Кроме того, Заказчика интересовали навалы льда на берег в предполагаемой точке выхода подводного нефтепровода на Калмыцкий берег. В ходе выполнения ледовой разведки навалов льда на Калмыцкий берег обнаружено не было, зато они наблюдались в большом количестве на острове Малый Жемчужный, находящимся в районе предполагаемой прокладки нефтепровода от месторождения к берегу.

Берега острова, как по составу грунта, так и по рельефу, практически ничем не отличался от Калмыцкого берега северо-западного Каспия в месте предполагаемого выхода на него нефтепровода. Поэтому было принято решение исследовать навалы льда на берег о. Малый Жемчужный, что и осуществлялось 7 и 9 февраля (8 февраля полёт не состоялся по плохим погодным условиям в районе работ).

Следует отметить, что навалы льда на берег изучались нами впервые за семь лет ледоисследовательских работ на Северном Каспии. Исследовались, как морфометрические характеристики льда, составляющего навал, так и физико-механические свойства этого льда.

После исследования навалов льда на берег о. Малый Жемчужный полевая команда приступила к ледоисследовательским работам на гигантской стамухе, находящейся всего в 3 км от точки месторождения им. Филановского. Горизонтальные размеры стамухи впечатляли: длина чуть более 300 метров, ширина не менее 100 метров, а максимальная измеренная высота паруса составила около 8 м при глубине места около 6 м.

Ледовые исследования на этой стамухе проводились в течение 4-х рабочих дней. Бурение льда проводилось двумя постами с использованием водяной термобуровой установки с записью параметров бурения на компьютер. За указанный период было пробурено около 80 скважин, в каждой из которых получены такие параметры, как общая толщина льда, глубина внедрения килевой части стамухи в грунт, структура льда и его пористость. У подножья стамухи проводились опыты по определению физико-механических свойств льда: определялась температура льда, его солёность и плотность по слоям в отобранных кернах, определялась прочность льда на изгиб, прочность льда на сжатие параллельно и перпендикулярно поверхности намерзания, определялась прочность льда in situ с помощью электрического зонд-инденетера. Кроме того, описывалась текстура отобранных кернов льда, и измерялись геометрические размеры блоков льда, из которых была сложена эта стамуха.

Особенно хочется отметить мастерство экипажа вертолёта, который многократно совершали посадку и взлёт с небольшой площадки наслоенного льда, покрытой трещинами.

Кроме стамухи, на удалении 100 – 900 метров от неё было исследовано четыре достаточно мощных и протяжённых тороса, что само по себе большая редкость и удача при проведении ледоисследовательских работ на Северном Каспии. Торос №4 отстоял почти на 1 км от исследованной стамухи в сторону месторождения, то есть находился от него на расстоянии менее 2 км.

В заключение необходимо отметить, что экспедиция «Каспий-2008» прошла успешно: получены уникальные данные по физико-механическим свойствам льда и морфометрическим характеристикам торосов и стамух, полевые работы были выполнены в полном объёме (в соответствии с программой исследований) без поломок и потерь оборудования.


Фото
- Работы на торосе № 4, 16.02.08 г.
- Постановка уровнемера «Прилив-2Д» 6 февраля 2008 г. на припае


24.03.2008

Ознакомиться с электронным представительством компании Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ФГБУ "ААНИИ")

Пресс-служба:
Tел./факс: +7 (812) 337-3184
e-mail:
press@aari.ru

Пресс-релизы компании




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2022, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх