Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

Возвращение к Невским берегам из Антарктики

2 июня в Морской торговый порт Санкт-Петербурга из очередного антарктического рейса возвращается научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Арктического и антарктического НИИ Росгидромета. Рейс проходил под командованием капитана дальнего плавания Михаила Сергеевича Калошина. Плавание судна началось 6 ноября 2007 года и продолжалось 210 суток. Из них – 182 ходовых и 28 на стоянках в портах. Общая протяженность маршрута плавания составила 47842,4 морских миль, из которых 21500 морских миль в водах Антарктики.

После 15-летнего перерыва НЭС «Академик Федоров» вновь совершил кругосветное плавание вокруг Антарктиды в восточном направлении, посетив российские антарктические станции Прогресс (дважды), Мирный (дважды) и по одному разу станции Беллинсгаузен и Новолазаревская. Кроме того, судно дважды подходило к сезонным полевым базам Молодежная и Дружная-4 и по одному разу к базам Ленинградская и Русская. За время выполнения рейса НЭС «Академик Федоров» два раза заходил в германский порт Бремерхавен, три раза – в южно-африканский Кейптаун и один раз в австралийский Мельбурн.

В задачи рейса входило материально-техническое обеспечение и смена зимовочного состава российских антарктических станций, организация летних сезонных научных исследований и работ на этих станциях и сезонных полевых базах, а также проведение попутных научных исследований с борта судна. Руководителем сезонных операций и исследований был начальник 53 сезонной Российской антарктической экспедиции Вячеслав Леонидович Мартьянов.

Основным направлением научных исследований 53 РАЭ стало проведение экспериментальных натурных исследований по 13-ти проектам программы Международного полярного года, который начался в марте 2007 г. и в текущем году вступил в свою завершающую фазу. Наиболее интересными видами исследований 53 сезонной РАЭ стало проведение океанологических исследований в тихоокеанском секторе Южного океана и на меридиональном разрезе между Антарктидой и Африкой. Большого внимания заслуживают микробиологические исследования антропогенной нагрузки на окружающую среду станционных объектов инфраструктуры экспедиции, включая законсервированные 19 и 17 лет назад станции Русская и Ленинградская. Оригинальные исследования мерзлых грунтов антарктических оазисов впервые выполнялись в практике отечественных антарктических экспедиций специалистами Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН. Геолого-геофизические исследования района гор Принца Чарльза и Земли Мак-Робинсон выполнялись специалистами Полярной морской геологоразведочной экспедиции из г. Ломоносова. На полевых базах Молодежная, Ленинградская и Русская были установлены автоматические метеорологические и геодезические станции, которые записывают измеренную информацию в свою «твердую память» и частично оперативно передают ее по спутниковым каналам связи в Санкт-Петербург. Продолжались работы по изучению характеристик подледникового озера Восток с помощью методов сейсмического зондирования и радиолокационного профилирования. Буровые работы в глубокой скважине на станции Восток были остановлены на глубине 3668 м. В январе-феврале 2008 г. был проведен рекогносцировочный санно-гусеничный поход по новой внутриконтинентальной трассе станция Прогресс - станция Восток- станция Прогресс с использованием двух новых транспортеров германского производства. Попутно на трассе были выполнены гляциологические и геодезические измерения.

Большое внимание в работах сезонной экспедиции уделялось авиационным методам логистического обеспечения работ и научных исследований. В период с ноября 2007 г. по март 2008 г. с помощью самолета 76-ТД по международной авиационной программе DROMLAN было выполнено 13 полетов по маршруту Кейптаун – Новолазаревская – Кейптаун. В середине ноября этим же самолетом была организована доставка ГСМ в бочках с помощью двух парашютных десантирований по 28 платформ (6 бочек на платформе) в каждом сбросе. Обеспечение станции Восток проводилось с помощью арендованного РАЭ канадского самолета БТ-67 «Басслер», который осуществил 9 полетов между станциями Прогресс и Восток и 1 полет между Востоком и американской станцией МакМердо. Полеты между судном и берегом выполнялись с помощью двух вертолетов МИ-8Т, а работы по геолого-геофизическим исследованиям обеспечивались одним вертолетом МИ-8Т и самолетом АН-2. Летно-технический состав, прикомандированный к 53 РАЭ, был представлен специалистами московского ГосНИИГА (ИЛ-76, канадской авиакомпанией - БТ-67, Петрозаводским авиапредприятием - АН-2 и Петербургской авиакомпанией «СПАРК+» - МИ-8).

Большое внимание уделялось международному сотрудничеству. В работах 53 сезонной РАЭ принимали участие специалисты Австралии и Южной Кореи (НЭС «Академик Федоров»), Германии (станции Беллинсгаузен, Восток, Мирный, полевые базы Русская, Ленинградская), Белоруссии (полевая база Молодежная), Польши (станция Новолазаревская и полевая база Союз), Франции (станция Восток) и США и Австрии (станция Новолазаревская).

В марте 2008 г. станцию Новолазаревская посетила делегация Правительства Российской Федерации во главе с Первым Вице Премьером Правительства России Сергеем Борисовичем Ивановым при участии Министров транспорта РФ Игоря Евгеньевича Левитина и природных ресурсов РФ – Юрия Петровича Трутнева. Через две недели после этого события станцию Беллинсгаузен посетил Председатель Федерального Собрания РФ Сергей Михайлович Миронов.

На борту НЭС кроме участников сезонной экспедиции возвращается часть личного состава зимовщиков 52 РАЭ во главе с ее начальником Львом Михайловичем Саватюгиным. Частично зимовщики этой экспедиции уже вернулись в Санкт-Петербург в январе - марте и мае 2008 г. рейсовыми самолетами.

Основные направления работ 52 зимовочной РАЭ были направлены на:

• мониторинг природных процессов в свободной и приземной атмосфере, магнито- и ионосфере, прибрежной гидросфере, морских льдах Южного океана, биосфере;
• проведение капитальных и ремонтных строительных работ на станциях Прогресс и Новолазаревская;
• выполнение транспортных операций по проведению санно-гусеничных походов по трассам Мирный – Восток - Мирный и Новолазаревская - Ледяной барьер - Новолазаревская;
• подготовительные работы по организации приема самолетов на снежно-ледовые аэродромы станций Новолазаревская, Прогресс и Восток и специализированных ледовых промеров на рейдах станций Прогресс и Мирный по организации выгрузки крупногабаритных и тяжелых грузов с борта НЭС «Академик Федоров»;
• выполнение буровых работ в глубокой скважине на станции Восток;
• проведение природно-охранных мероприятий по утилизации отходов жизнедеятельности станций и подготовки их к вывозу за пределы Антарктики.


Зам. директора ГУ ААНИИ,
Начальник РАЭ

Лукин В.В.


30.05.2008

Ознакомиться с электронным представительством компании Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ФГБУ "ААНИИ")

Пресс-служба:
Tел./факс: +7 (812) 337-3184
e-mail:
press@aari.ru

Пресс-релизы компании




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2021, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх