 Судоходство и судостроение в Каспийском регионе: открытая лекция в Баку3 февраля 2016 года в Баку в Азербайджанской государственной морской академии состоялась открытая лекция генерального директора Морского Инженерного Бюро, профессора, доктора технических наук Геннадия Егорова на тему "Судоходство и судостроение в Каспийском регионе". Собравшимся коллегам: специалистам Азербайджанского Каспийского Морского Пароходства, профессорско-преподавательскому составу и студентам Академии были представлены основные тенденции развития гражданского флота, ориентированного на Каспийский регион. Основное внимание было уделено: • "сверхполным" танкерам проекта RST27 в каспийской модификации; • сухогрузам на базе RSD49, одновременно обеспечивающим перевозки как массовых грузов, так и проектных негабаритных грузов; • судов аварийно-спасательного назначения для обеспечения безопасности на шельфе проекта MPSV07; • грузопассажирских паромов проекта CNF18A • круизных пассажирских судов проекта PV300VD. 1. Было показано, что в связи с "открытием" портов Ирана, реальный интерес представляет модифицированный концепт танкера проекта RST27, который имеет при осадке в море 4,50 м дедвейт до 7800 тонн (с сохранением своего рекордного дедвейта в реке при осадке 3,60 м 5400 тонн). Учитывая, что уже 32 судна такого проекта работают и в постройке находится еще 8 "сверхполных" танкеров, можно вполне представить себе успешное предложение постройки проекта RST27 с увеличенной морской грузоподъемностью для прикаспийских стран на тех заводах, которые их освоили в СЕРИЙНОМ производстве. 2. Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство уже эксплуатирует два новых сухогруза проекта 005RSD03 дедвейтом 5467 тонн. Однако следует заметить, что практически эти суда являются многоцелевыми сухогрузными судами, причем ориентированными в первую очередь на массовые грузы. Сейчас перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) водным транспортом осуществляются судами и несамоходными баржами смешанного река-море плавания из морских портов Европы, Турции, России, а также с рейдовых морских перевалок к пункту назначения на Каспии транзитом через ВВП России. В этом смысле принципиально интересна серия RSD49 с длинным вторым трюмом. Например, по сообщению пресс-службы ОАО "Северо-Западное пароходство" (ОАО "СЗП"), семь многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD49 типа "Нева-Лидер" с конца 2012 года выполнили 14 рейсов с негабаритным оборудованием, а в период с января по сентябрь 2014 года - 7 отправок оборудования из портов Южной и Северной Европы на Каспий, Поволжье, Санкт-Петербург. Все три трюма выполнены ящичной формы, гладкостенные, удобные для проведения грузовых работ и размещения груза без штивки. Размеры грузовых трюмов 26,0 х 12,7 м (трюм N 1), 52,0 х 12,7 м (трюм N 2) и 27,3 х 12,7 м (трюм N 3) при высоте 8,4 м. Грузовые трюмы оборудованы складывающимися люковыми закрытиями типа "Folding" фирмы Карготек, обеспечивающими 100%-е раскрытие трюмов. Второе дно рассчитано на интенсивность распределенной нагрузки 12.0 т/м². 3. Круизное пассажирское судно смешанного река-море плавания "Волго-Дон макс" класс (размеры определяются путевыми условиями Волго-Донского судоходного канала) проекта PV300VD. Предполагает эксплуатацию на линиях, соединяющих порт Санкт-Петербург и порт Москва, по Волго-Донскому судоходному каналу с выходом в Азовское, Черное, Средиземное моря, по Волге с выходом в Каспийское море. Архитектурно-конструктивный тип концепта PV300VD - стальное самоходное трехвинтовое судно-дизель-электроход с наклонным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью, с избыточным надводным бортом, с удлинённой надстройкой бака, надстройкой юта, со средним расположением четырехъярусной надстройки, с носовым расположением рулевой рубки, с машинным отделением в кормовой части. Имеет следующие основные характеристики: длина габаритная - 140,19 м; длина между перпендикулярами - 130,80 м; ширина габаритная - 16,60 м; ширина расчетная - 16,60 м; высота борта - 5,50 м; осадка наибольшая - 3,20 м; высота габаритная от ОП - 17,2 м; экипаж и обслуживающий персонал - 76 чел.; автономность по топливу - 15 суток; по прочим видам запасов - 10 суток. Схема компоновки круизного судна в варианте пассажировместимости 300 чел. (144 стандартные двухместные каюты, включая 4 каюты с дополнительными местами, + 6 кают "Люкс"). Пассажировместимость судна может варьироваться от 250 до 300 мест в зависимости от установленных каютных модулей (площадь стандартных кают около 18 м²). Каюты пассажиров размещаются в средней вертикальной зоне на 4-х ярусах надстройки. Каюты "Люкс" имеют собственные балконы. 4. Был также представлен железнодорожно-автомобильный паром для линий Каспийского моря с возможностью перевозки грузовых железнодорожных вагонов, автомобилей и пассажиров проекта CNF18A. На сегодняшний день на Каспийском море работают следующие железнодорожные паромные переправы: • Алят (Баку) - Туркменбаши (автомобильно-пассажирская и железнодорожная переправа); • Алят (Баку) - Актау (автомобильно-пассажирская и железнодорожная переправа). Основной перевозимый груз - нефть и нефтепродукты, продовольствие и сельскохозяйственные продукты, стройматериалы, а также автопоезда. Всего в эксплуатации находится 17 морских паромов (4-х проектов). Из них 13 паромов трех проектов (11611-А, 10802Е, 0379) - железнодорожных грузопассажирских. Оставшиеся четыре парома (проект 161) - морские автомобильно-пассажирские (грузопассажирские) паромы для перевозки пассажиров и накатной техники. Все железнодорожные морские паромы и 2 автомобильно-пассажирских парома Каспийского региона принадлежат Азербайджанскому Каспийскому Морскому Пароходству. Средний возраст морских паромов (17 единиц), эксплуатирующихся на линии Каспийского моря, составляет 20,8 лет. Средний возраст морских паромов Каспийского региона с возможностью перевозки ж/д вагонов (13 единиц) составляет 18,4 года. Необходимо отметить, что все существующие каспийские железнодорожные паромы имеют закрытые грузовые пространства, что негативно влияет как на скорость погрузочно-разгрузочных работ на паромных переправах, так и на безопасность мореплавания. Новые паромы проекта CNF18A - это стальные самоходные суда с бульбообразной носовой оконечностью и транцевой кормой, с избыточным надводным бортом, с носовым расположением жилой надстройки, машинным отделением в корме, с двухвинтовой дизельной пропульсивной установкой, кормовым и носовым подруливающими устройствами. Паром проектов CNF18A предназначен для перевозки 54 вагонов с шириной колеи 1520 мм, включая опасные грузы, грузовых автомобилей (50 автопоездов), пассажиров из расчета по два пассажира на один грузовой автопоезд, с кормовой схемой грузообработки. Судно также предназначено для перевозки опасных грузов на открытой верхней палубы в соответствии с положениями Международного морского кодекса по опасным грузам (МК МПОГ) и национальных Правил морской перевозки опасных грузов (Правил МОПОГ). На судне имеются места для размещения и перевозки 100 человек пассажиров. Перевозка пассажиров одновременно с перевозкой опасных грузов предусматривается в соответствии с условиями перевозки опасных грузов. Для размещения пассажиров численностью 100 человек предусмотрены: • 2 улучшенных двухместных каюты с санузлом; • 24 двухместных (конвертируемых в четырёхместные) каюты с санузлом. Для пассажиров имеется магазин беспошлинной торговли, интернет-кафе, помещение с игровыми автоматами с баром, ресторан на 50 мест, курительная; помещения медицинского назначения (медицинский блок) в составе кабинета врача, совмещенного с амбулаторией; стационар на одно место; изолятор на одно место. В носовой части парома установлены спасательные шлюпки по левому и правому бортам вместимостью 22 человека каждая. Спуск шлюпок производится при помощи двухшарнирных гравитационных шлюпбалок. На судне предусмотрены 2 морские эвакуационные системы (МЭС) с закрытыми спасательными плотами и эвакуационным рукавом для спуска в плоты (по 1 с каждого борта). Пропускная эвакуационная способность до 582 чел. за 30 мин. В составе МЭС на пароме имеются 2 самовосстанавливающихся спасательных плота вместимостью по 51 чел. каждый. Для погрузки/выгрузки ж/д составов и накатных грузов с главной палубы на нижнюю палубу установлен грузовой лифт на две колеи грузоподъемностью 188 т длиной 16,51 м. Верхняя палуба рассчитана на перевозку железнодорожных цистерн и вагонов массой до 94 т на всех колеях. Допускаемая нагрузка колесной техники на ось: - 4 колеса на оси - 12 т; - 2 колеса на оси - 10 т. 5. В докладе отмечалось, что опыт применения нового поколения аварийно-спасательных судов показывает, что такие суда должны быть действительно многофункциональными, так как весьма сложно представить себе, что под каждую задачу можно будет сейчас построить отдельное судно - это и экономически не целесообразно, и вызывает большие сложности с возможность осуществления самих задач - не факт, что объект с востребованными функциями будет "под рукой". Примером могут служить многофункциональные аварийно-спасательные суда проекта MPSV07 типа "Спасатель Карев" - уникальные по своей оснащенности и техническим возможностям суда, построенные российской верфью по заказу ФКУ "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта" Федерального Агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации для Морспасслужбы Росморречфлота. Суда проекта MPSV07 оборудованы специальными системами водяного тушения, пенотушения, а также порошкового тушения, обеспечивающими возможность тушения пожаров на аварийных судах и береговых объектах, доступных для подхода с моря. Подача воды или пены на аварийный объект осуществляется через три лафетных ствола с подачей 1000 м³/ч и длиной струи 120 м, установленные два на крыше рулевой рубки и один на топе мачты. Для подачи воды в специальную систему пожаротушения на судне установлены 2 насоса, производительностью 1500 м³/ч каждый, с приводом от главных дизель-генераторов. Для защиты судна от теплового воздействия горящего объекта предусматривается система водяных завес. Для обеспечения устойчивости судна на точке во время выполнения водолазных работ, а также при работе рядом с буровыми платформами, предусмотрена система динамического позиционирования. Удержание судна обеспечивается кормовыми винто-рулевыми колонками и двумя носовыми подруливающими устройствами мощностью 995 кВт каждое. Диаметр гребного винта НПУ - 2000 мм. Позиционирование судна обеспечивается тремя системами DGPS, двумя гидроакустическими системами и системой "натянутый трос". Устойчивое удержание судна на точке возможно при волнении до 4 баллов, скорости ветра до 10 м/с и скорости течения до 3 узлов. Для массового сбора пострадавших с поверхности воды на судах проекта MPSV07 предусматривается следующее оборудование: • дежурная шлюпка, оборудованная сетью для подъёма людей из воды; • спасательный плот морской эвакуационной системы фирмы Viking для сбора людей и последующего перемещения на борт судна по слайду МЭС; • средство спасания для подъема людей из воды на борт судна вместимостью 12 лежачих/25 сидячих человек; • сеть длиной 7 метров для подъема людей из воды на борт судна типа Dacon Rigid Scrambling Net (с каждого борта судна); • носилки для подъема людей из воды на борт судна типа Spenser floating stretcher. Для экстренной эвакуации пострадавших, а также для доставки на борт судна дополнительного персонала (бригада медиков, аварийная партия и т.п.) предусмотрены две площадки в носовой и кормовой частях судна для приёма/передачи грузов на(с) вертолёт(а). Для подъёма людей на вертолёт в снабжении судна предусмотрены специальные посадочные стропы, а также носилки. Размещение спасённых людей предусматривается в кают-компании, салоне для отдыха, а также на резервных спальных местах в каютах. Также имеется стационар на шесть койко-мест. Общее количество мест на судне рассчитано на 101 человека. Индивидуальные и коллективные спасательные средства предусмотрены с 50% запасом. Для оперативной доставки аварийной партии на терпящее бедствие судно предусмотрен скоростной спасательный катер вместимостью 17 человек, который способен развивать скорость до 25 узлов. Эксплуатация катера возможна при волнении до 6 баллов. Катер оборудован гаком быстроотдающегося типа для сцепления с судовым краном. Кроме доставки аварийной партии скоростной катер имеет возможность выполнения гидрографических, промерных и поисковых работ, для этих целей катер оборудован гидрографическим эхолотом и гидролокатором бокового обзора. Буксировка аварийных судов, а также выполнение морских буксировок предполагается с помощью двухбарабанной автоматической буксирной лебедки с тяговым усилием 75 т на нижнем барабане и 50 т на верхнем барабане. Кроме того, на судне предусматривается буксирный гак дискового типа с тяговым усилием 75 т с дистанционной электро/гидравлической отдачей. Для подтягивания буксирного троса имеется вспомогательная лебедка с тяговым усилием 10 т. Одной из основных функций судов проекта MPSV07 является ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Для этих целей на судах имеется шесть цистерн для сбора нефти общей вместимостью 668 м³, а также установлено следующее оборудование: • бортовая нефтесборная система типа LSC-5C/2800 фирмы LAMOR, обеспечивающая очистку акватории при волнении до 3 метров; • катушка с тяжелыми нефтеограждающими бонами длиной 250 м; • катушка с бонами постоянной плавучести длиной 250 м; • скиммер щеточного типа. Для привода оборудования ЛАРН предусмотрен дизель-гидравлический агрегат. Также на палубе судна размещаются два катера-бонопостановщика с откидной носовой аппарелью. Погрузка на судно контейнеров с оборудованием и снабжением, передача на аварийное судно отливных средств и выполнение прочих грузоподъёмных операций обеспечивается двумя электрогидравлическими грузовыми консольными кранами грузоподъемностью 20 т с вылетом стрелы 15 м в кормовой части главной палубы с правого и левого бортов. Грузовые краны способны работать на полной грузоподъемности в условиях открытого моря при волнении до 3-х баллов. Для откачки воды из затопленных отсеков аварийных объектов предусмотрен комплект водоотливных средств в составе: • два погружных насоса производительностью 405 м³/ч каждый; • два погружных насоса во взрывозащищенном исполнении производительностью 103 м³/ч каждый; • два погружных насоса производительностью 70 м³/ч каждый; • два переносных эжектора производительностью 69 м³/ч каждый. На судах проекта MPSV07 установлены водолазные комплексы в контейнерном исполнении, обеспечивающие выполнение работ на глубинах до 60 метров. Оборудование находится в двух 20-ти футовых контейнерах, устанавливаемых на главной палубе судна. Спуск водолазов при отсутствии льда на поверхности моря осуществляется по водолазному трапу с борта судна. Спуск водолазов в ледовых условиях осуществляется через водолазную шахту в средней части корпуса судна. В комплекте водолазного снаряжения предусмотрены средства для подводной сварки и резки металла (электросварка, электрокислородная резка), а также набор водолазного гидравлического инструмента типа Stanley. С целью обеспечения подводных поисковых работ, кроме водолазного оборудования, предусматривается наличие телеуправляемого необитаемого глубоководного аппарата Sperre SUB fighter 7500, а также предусмотрен буксируемый гидролокатор бокового обзора типа 4200 SP, используемый на глубинах до 1000 м, с электрогидравлической лебедкой для кабель-троса длиной около 3000 м. Активное обсуждение доклада после лекции однозначно показало, что такие суда нового поколения жизненно необходимы для Каспия.
04.02.2016
|
Ознакомиться с электронным представительством компании Морское Инженерное Бюро (МИБ) КОНТАКТЫ Морское Инженерное Бюро - негосударственная проектно-конструкторская и инженерная фирма, признанная Российским Морским Регистром Судоходства, Российским Речным Регистром и Регистром Судоходства Украины.  | Пресс-релизы компании |
|