 О воссоздания международного судоходства по крупнейшей в Центральной Азии реке - Амударье3-4 декабря 2019 года в Термезе (Узбекистан) состоялся международный Форум
по торговле и транспорту, где рассматривались проблемы воссоздания
международного судоходства по крупнейшей в Центральной Азии реке - Амударье.
Форум проводился Министерством транспорта Узбекистана, USAID и Хокимиятом
Сурхандарьинской области.
В работе конференции приняли участие около 150 специалистов транспортной
отрасли Узбекистана, Афганистана, Таджикистана, Казахстана, России, Украины,
Грузии и ряда других стран.
Были заслушаны доклады:
- Правительства Узбекистана по созданию интегрированного
торгово-транспортного центра в Термезе;
- по возможностям соединения морских портов с Центральной Азией;
- по устранению препятствия на пути транзита (политика, пересечение границ,
тарифы, инфраструктура, время и стоимость транзитных перевозок);
- по транспорту в Северном Афганистане;
- по перспективам восстановления речного транспорта и перевозок по реке
Амударья (управлению речными портами, организация работы речных пароходств,
государственно-частное партнерство, законодательство, инфраструктура,
развитие профессиональных навыков).
Тезисы доклада Морского Инженерного Бюро
Когда-то в древности река Амударья впадала в Каспийское море и вопрос как
перемещаться и перемещать грузы не стоял - можно было попасть в Хиву водным
путем.
Недалек от Термеза есть античный порт Кампыртепа, она же Александрия на
Оксе. Порт был основан ориентировочно в конце IV века до н.э. начале III
века до н.э. и просуществовала более трех столетий до I века н.э. Портовый
город располагался на правом берегу реки Амударья (в древности известная как
Окс). Был перевалочным пунктом для купцов, которые везли свои товары по
Великому Шелковому пути, а также выполнял таможенные функции.
Амударья самая крупная по площади водосбора и водоносности река Центральной
Азии, образуется слиянием рек Пяндж и Вахш. Общая её длина от истоков реки
Пяндж до Аральского моря составляет 2574 км, а от слияния с рекой Вахш -
1415 км.
C 1981 года отмечается маловодный период - период полной зарегулированности
стока. Средний многолетний сток за этот период составил 6,73 куб. км, что в
6 раз меньше чем было в многоводный период. К катастрофически маловодным
годам за этот период относятся, например, 1986, 2001 и 2008 годы.
Главная проблема помимо грузовой базы - обеспечение путевых условий (в
первую очередь глубины). Сегодня в районе Термеза суда могут работать с
осадкой около 1,0-1,4 м.
В советское время в 60-е годы прошлого столетия на отправку в Афганистан из
Термеза ежедневно находилось до 70 вагонов, а иногда доходило до 400
вагонов.
И сейчас через речной порт Хайратон на реке Амударья проходит почти половина
импорта Афганистана (продовольствие, лес, товары народного потребления,
стройматериалы, машины и оборудование, топливо и прю) и значительный объем
гуманитарных грузов.
Поэтому работа грузового флота по Амударье будет эффективна в рамках
Трансафганского международного транспортного коридора.
Сегодня речной порт Термеза работает на линии Термез - Хайратон буксиром
мощностью 600 кВт и тремя буксируемыми баржами-площадками грузоподъмностью
по 400 тонн.
Однако перспективы развития перевозок значительны и связаны с созданием
интегрированного торгово-транспортного центра в Термезе (хаба со
консигнационными складами, где будут накапливаться грузы для Афганистана),
откуда груз, по мере рыночной потребности, будет перевозиться в Хайратон и
далее в Мазари-Шариф, который является основным торговым и транспортным
центром северного Афганистана.
Предложения по речному грузовому флоту для Амударьи:
- переход на толкание, который позволит снизить расход топлива и увеличить
размеры самих толкаемых барж (до грузоподъемности 1000 тонн и выше);
- использование барж типа ро-ро и перевозка грузов в контейнерах, с целью
сокращения времени на перевалку в Термезе и Хайратоне;
- применение комбинированных накатно-наливных толкаемых барж на основе
барже-буксирного толкаемого состава из судов проектов RT63A и ROB21A,
которые были разработаны Морским Инженерным Бюро для перевозки нефтеналивных
грузов, генеральных и навалочных грузов, включая 20-ти и 40-ка футовые
контейнеры международного стандарта (без установки фитингов), металл и
металлопродукции, лес, бревна и пиломатериалы, уголь, строительные
материалы, крупногабаритные грузы.
Такое составное судно позволит увеличить грузоподъемность состава до
1000-1800 тонн, имея мощность как у сегодняшних буксиров около 600 кВт.
11.12.2019
|
Ознакомиться с электронным представительством компании Морское Инженерное Бюро (МИБ) КОНТАКТЫ Морское Инженерное Бюро - негосударственная проектно-конструкторская и инженерная фирма, признанная Российским Морским Регистром Судоходства, Российским Речным Регистром и Регистром Судоходства Украины.  | Пресс-релизы компании |
|