Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

Китай в Арктике: политика, стратегия и перспективы сотрудничества с Россией

Китай- «приарктическое государство», которое на сегодняшний день является активным игроком на международно-политической арене, в том числе активным участником международного арктического и экономического взаимодействия. Интересы и запросы Китая в Арктическом регионе, которые во многом обусловлены внутренним развитием республики.

Изменение климата, окружающая среда, научные исследования, использование морских путей, разведка и освоение ресурсов, устойчивое экономическое развитие, торговля, энергетическая безопасность и глобальное управление, - данные аспекты имеют жизненно важное значение для существования и развития всего человечества и непосредственно затрагивают интересы неарктических государств, включая Китай.

Так, США, для которых климатические вопросы сейчас не стоят на первом месте, по сути открыли Китаю, являющемуся одним из лидеров по выбросам в окружающую среду, возможность получить конкурентное преимущество и лидирующую роль в решении глобальных климатических проблем. Об этом свидетельствуют агрессивные инвестиции Китая в возобновляемые источники энергии, повышение энергоэффективности и экономическая политика, направленная на снижение энергопотребления и выбросов парниковых газов.

Одним из мотивов Китая в рамках развития Арктики являются экономические перспективы арктических морских путей, в первую очередь Северного морского пути. Китай озабочен собственной долгосрочной ресурсной безопасностью и экономической устойчивостью, необходимой для поддержки растущего населения. В свою очередь, Арктика обладает потенциалом для решения внутренних проблем Китая, включая производство продовольствия и энергетическую безопасность.

Как известно, для этой цели Пекин последовательно продвигает идею нового Шелкового пути, который за последние несколько лет из проекта континентального коридора из Китая в Европу превратился в концепцию Пояса и Пути, сети маршрутов, которая, по замыслу Пекина, должна охватить весь евразийский континент. Значительно увеличился и масштаб проекта: получившая несколько ответвлений континентальная дорога из Азии в Европу дополнена тремя морскими «голубыми коридорами» – южным в Австралию, юго-западным в Индию и северным в Европу. К удивлению, многих экспертов, в рамках инициативы Пояса и Пути для наращивания морского сообщения с Европой Китай решил воспользоваться транзитным потенциалом Арктики, вместо того, чтобы полагаться на уже существующие маршруты через Суэцкий или Панамский каналы.

«Белая книга» по арктической политике Китая- арктическая стратегия Китая, опубликованная в 2018 году. В отличии от российской стратегии, стратегия арктической политики Китая носит более декларативный характер.

В «Белой книге» отмечается: «Китай является важным заинтересованным лицом в арктических вопросах». Отмечая необходимость построения общего будущего для всего человечества в Арктике, китайская сторона акцентирует внимание на своей лидирующей роли в этой сфере, полученной благодаря активной научной и экономической деятельности в Арктике.

В «Белой книге» по арктической политике Китая выделяются три всеобъемлющие цели — понять Арктику, защитить Арктику и развивать Арктику — и несколько путей их достижения.

В рамках работы по данному направлению Китай обозначает следующие ключевые компоненты:

1) углубление исследования и понимания Арктики;

2) защита окружающей среды в Арктике и сферы обитания коренных народов, решение проблемы изменения климата;

3) законное и рациональное использование арктических ресурсов, включая природные ресурсы и туризм;

4) активное участие в арктическом сотрудничестве и управлении;

5) содействие миру и стабильности в Арктике при переходе от политики к практике.

Китай выражает свое уважение другим странам, заявляет о готовности к сотрудничеству, провозглашает взаимовыгодный характер отношений, приверженность устойчивому развитию.

В сфере безопасности говорится об укреплении мира и стабильности, обеспечении безопасности морской торговли, поддержке прав всех государств на использование Арктики.

В соответствии с базовой позицией КНР стратегия предлагает инклюзивную систему управления Арктикой. Разумеется, в такой системе Китай, учитывая его вес, сможет претендовать на одну из ведущих ролей. В этом положении содержится основное противоречие между стратегиями России и Китая.

Наиболее актуальными стратегиями участия Китая в развитии Арктики стали инвестиции и двустороннее взаимодействие в рамках Арктического совета. Китай склонен в большей степени полагаться на двусторонние партнерские отношения, стремясь работать непосредственно с арктическими партнерами для достижения целей, представляющих общий интерес.

Руководство РФ относится к такой перспективе с осторожностью. В российском официальном понимании применительно к Арктике существует иерархия национальных интересов. С точки зрения Москвы, базовые интересы России в Арктике более всего совпадают с интересами других арктических стран — Дании, Канады, Норвегии и США. Все они имеют выход к Северному Ледовитому океану, обладают в нем исключительными экономическими зонами, разрабатывают природные ресурсы и должны заботиться о коренном населении Севера. После пяти арктических стран в этом «списке» стоят три постоянных члена Арктического совета: Исландия, Финляндия и Швеция. Здесь важна в первую очередь экономика. И только потом идут интересы других стран, включая наблюдателей Арктического совета, в частности Великобританию, Германию, Италию, Францию, а также Индию, Китай, Южную Корею, Японию. В этом случае большое значение имеют престиж, политика, мореплавание.

Как можно видеть, интересы России и Китая в Арктике по объему и характеру несопоставимы.

Свою позицию Пекин также строит на Конвенции ООН о морском праве, но при этом исходит из того, что Арктика является достоянием всего человечества. Контраст с российским подходом разительный. В то время как Россия выступает в защиту эксклюзивных прав арктических государств, Пекин демонстрирует широкую инклюзивность.

В 2013 году начался официальный диалог между Москвой и Пекином по Арктике. Очевидно, что некоторые важнейшие положения китайской и российской стратегий в Арктике прямо противоречат друг другу. Тем не менее Москва и Пекин не акцентируют эти расхождения и избегают столкновений в практической политике. Более того, Китай и Россия все теснее взаимодействуют друг с другом в Арктике на прагматической основе совпадающих интересов.

В Арктике взаимодействие Китая и России носит исключительно экономический характер (энергетика, инфраструктурные проекты). Нет оснований полагать, что в обозримом будущем взаимодействие этих двух держав в Арктике приобретет военное направление.

Россия подходит к развитию отношений с Китаем в целом и конкретно в Арктике очень осторожно, стремясь оградить свой суверенитет. Российская стратегия заключается в самоусилении- преимущественно через развитие собственного потенциала. Позиция в отношении сотрудничества с другими странами предполагает максимум внешних партнерств, которые должны уравновешивать друг друга, а не создавать излишнюю зависимость от одного крупного партнера.

Источники:

1. Арктическая политика Китая, Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики, Январь 2018 года, перевод на русский язык [Электронный ресурс] URL: https://www.northernforum.org/ru/news-ru/358- (дата обращения: 11.10.2021)

2. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года"

3. Сидоров И. Политика Китая в Арктике и ее влияние на регион, Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика», 07/2018 [Электронный ресурс] URL: https://vpoanalytics.com/2018/07/10/politika-kitaya-v-arktike-i-ee-vliyanie-na-region/ (дата обращения: 11.10.2021)

4. Тренин Д. Россия и Китай в Арктике: сотрудничество, соперничество и последствия для евразийской безопасности, Российский совет по международным делам, 04/2020 [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-i-kitay-v-arktike-sotrudnichestvo-sopernichestvo-i-posledstviya-dlya-evraziyskoy-bezopasnost/

5. Bowman, Liz, and Qingchao Xu. 2020. China in the Arctic: Policies, Strategies, and Opportunities for Alaska. Fairbanks: Center for Arctic Policy Studies.


17.11.2021




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2021, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх